Обновлено 26.01.2011 09:45 23.01.2011 13:55
Л
игачево. В некоторых популярных путеводителях по Подмосковью можно встретить описания не только сельской церкви и усадьбы Середниково, но и описание жизни якобы середниковских крестьян. Однако это не совсем верно. В самом селе Середниково не было крестьянских дворов. Речь могла идти о крестьянах, действительно принадлежащих (до 1861 г.) владельцам усадьбы Середниково и непосредственно с усадьбой связанных, но проживающих в деревне Лигачево.
В книге приходского священника Алексея Терновского «Храм св. Алексия Митрополита в селе Середникове…» читаем: «В 30 верстах от Москвы (…) на крутом берегу речки Горетовки стоит село или правильнее — погост Середниково с храмом во имя Святителя Алексия Митрополита. Из жилых строений в селе Середникове издавна находились только каменный одноэтажный дом для причта и домик дворового человека и только в последния 15 лет прибавились дома священника, просфорницы и выстроена новая сторожка (…), на другом берегу реки на горе стоит известная деревня Лигачево с ея столярными мастерскими (…)».
Далее Терновский пишет, что возникла эта деревня после 1775 года, в конце XVIII-начале XIX веков. Однако имеется документ 1769 года, который называется «Изометрический специальный план Московского уезду Горетова Стана селу Спасскому Середниково». В нем упоминается Лигачево как деревня, принадлежащая бригадиру Михаилу Васильевичу Титову, а также надворному советнику Федору Петровичу Лодыхинскому и лейб-гвардии капитану-поручику Савостьяну Борисовичу Скобелеву и жене его Александре Сергеевой в общем владении еще в 1769 году.
Но тем не менее история деревни начинается после 1775 года, когда Всеволожский привез из своих владений в Кадоме фамилию Зениных и, предположительно, из Оренбурга фамилию Буткиных. Деревенька насчитывала всего 7-8 дворов и население, вновь привезенное из других поместий, занималось изготовлением простых незатейливых стульев для окрестных жителей. Промысел этот был настолько обыкновенен и неразвит, что о нем не упоминалось ни у Нистрема в его «Указателе 1852 года: «Лигачево — деревня 3-го стана господ Столыпиных малолетних, крестьян — 85 душ. 94 женских душ, 27 дворов, 27 верст от Тверской заставы на проселочной дороге», ни в более поздних описаниях 1859 года: «Лигачево (Монихино) деревня владельческая при речке Горетовке, 29 дворов, мужчин — 89, женщин — 107». Такие скромные сведения можно было встретить о Лигачеве в середине прошлого века.
Но вот один из мастеров, Петр Зенин, пригласил из Москвы прекрасно знающего дело Егора Сидорова. Этот мастер стал обучать Зенина и других учеников действительно художественной столярной работе.
Еще со времен крепостного права в деревне Лигачево была барская мельница на реке Горетовке. Местные мастера приспособили ее для обработки дерева и другого лесного материала, необходимого для производства мебели. Вскоре на мебель и фанеру ручной работы, которая по отзывам старожилов была более прочной, чем фанера, получаемая при помощи ножевой машины, появился спрос. Ученики расходились в Подолино, Жаворонки, Благовещенское, Го-ликово и другие деревни Середниковского прихода. Росла и сама деревня Лигачево. Чтобы удовлетворить спрос на мебель и фанеру, местный крестьянин И. В. Зенин устроил в деревне Лигачево «лесопильный завод.., склад лесных материалов и сарай для скупки мебели на местах» (Терновский А. «Храм…»).
В 1884 году в книге В. П. Афанасьева «Описание Московского уезда с указанием в оном станов, волостей, урядов и селений» уже сообщалось: «Деревня Лигачево (Монихино) Черкизовской волости при реке Горетовке. 5 верст от станции Крюково Николаевской железной дороги. Часовня, училище, лесопильный завод, ссудо-сберегательная касса, лавка, трактир, 38 дворов, мужчин — 187, женщин — 141».
Понемногу деревенька Лигачево превращалась в крупный центр со своими кустарными промыслами. У Афанасьева упоминается помимо всего прочего училище. В деревне Лигачево было 2 училища: одно обыкновенное, двухклассное для крестьянских детей, открытое в 1874 году, и художественное — открытое примерно в 1882 году по решению губернской управы.
Многие мастерские в деревне Лигачево получали заказы из лучших магазинов Москвы, русских и иностранных фирм. К слову сказать, столы, шкафы и прилавки в Московском государственном банке были сделаны в Лигачеве. Лигачевскими мастерами сделаны 2 иконостаса для Середниковской церкви, которые и сегодня радуют прихожан.
Кроме мебельных промыслов, в Лигачеве существовал и чисто женский промысел — вязание перчаток. И еще одно занятие было у лигачевских жителей — разводить яблоневые сады. Любовь к этому делу привил на рубеже XIX-XX веков крестьянам местный священник Павел Павлович Коренев.
Из общественных и кустарных заведений в Лигачево имелись, согласно справочнику 1911 года: «…земское училище, земская школа рисования, имение и дача Фирсановой, 2 фанернопильных заведения Зениных. Одно столярное заведение Зенина, два лесных склада, три чайных и овощных лавки». Терновский как бы дополняет эти сведения, сообщая, что в Лигачеве имелась пожарная дружина; и лесопильные заведения принадлежали В. И. и Ф. А. Зениным, склады А. Е. Буткину и П. Ф. Зубареву. Дворов же в 1911 году было в деревне 77.
Прыжов же в своих письмах «Из деревни» писал о лигачевских крестьянах: «Люди богатые, знакомы с театром. Меньшинство грамотно, но, несмотря на то, чувствуют хорошо, что им одной грамоты мало, что им чего-то недостает: все же остальные неграмотны и горюют об этом». Это было написано в 1861 году, чуть больше десяти лет прошло и в Лигачево открылось двухклассное училище, а в 1911 году В. И. Фирсанова построила двухэтажную каменную школу имени М. Ю. Лермонтова, где было 4-класное образование. Крестьянских детей обучали грамматике, арифметике, рисованию, языкам и музыке. Причем обучали настолько хорошо, что спустя 80 лет, в 1993 году, старейшая учительница деревни Лигачево, учившаяся в этой школе с момента ее открытия, Ольга Афанасьевна Буткина читала наизусть стихи Кольцова, Некрасова, Лермонтова, Пушкина.
Говоря о Лигачеве, нельзя обойти молчанием живописную местность этой деревни и речку Горетовку, протекающую через деревню. «Дня три стояла хорошая погода: и тут все ожило: и речка, и воздух, и роща… Речка весной полна рыбой. Несмотря на холодную воду и что на дне реки лед, здоровый народ идет в воду босиком и заводит невод, а выйдет из воды — только жарко и водки даже не выпьет… Подошли к плотине. Направо просторно разлилась вода и блестит словно гладкое стекло, и вода как будто стоит, но она не стоит, а вокруг плотины с двух сторон со всей силой рвется в указанные для ее прохода дырочки… Но зато с другой стороны плотины совершенно другая картина… На том берегу с горы приветствует свободные волны великолепный лес: на этом берегу дрожит от них утлая мельница», — вспоминает И. Г. Прыжов.
Всем этим великолепием владели в разные годы сначала Всеволожские, затем в 1806 году Афанасий Александрович Нестеров (подполковник). В 1814 году Лигачево принадлежало надворному советнику графу Григорию Алексеевичу Салтыкову. В 1823 году -надворному советнику и кавалеру Ивану Захарьевичу Малышеву, а в 1825 году — генерал-майору и разных орденов кавалеру Дмитрию Алексеевичу Столыпину. Из рода Столыпиных имение приобретено покупкою потомственным, почетным гражданином: Иваном Григорьевичем Фирсановым в 1869 году, а после смерти его в 1881 году перешло к дочери его Вере Ивановне Фирсановой, которая владела Лигачевом до самой революции.
После революции Лигачево разделило общую со всеми деревнями России судьбу. В ее истории был и расцвет в годы НЭПа и раскулачивание в ходе коллективизации. Но тем не менее деревня жила своей жизнью. Пахали, сеяли, понемногу делали мебель. Большая часть населения работала в Доме отдыха «Тишина», образованном в усадьбе Середниково. С 1958 года, Когда на Сходне образовался мебельный комбинат, мужчины пошли работать туда. В августе 1919 года приезжал в Дом отдыха, «Тишина» Владимир Ильич Ленин и, конечно же, бродил в живописных окрестностях Лигачева.
В Лигачево долгое время жил и творил художник Константин Федорович Юон. На доме, где он жил и работал вывешена мемориальная доска.
Несмотря на порушенный советской властью уклад жизни, лигачевские крестьяне сохранили интерес к знаниям и своей культуре. В 20-е годы нашего столетия Лигачево и его окрестности славились тем, что туда привозили первые фильмы. В Лигачеве крутил их в бывшем складе Буткина, ставшем после революции клубом, киномеханик Николай Николаевич Бухаров.
Клуб сохранился и по сей день. В 1926 году в Лигачеве помимо клуба были сельский Совет и школа, которые обслуживали 88 крестьянских и 50 прочих дворов. Позже сельский Совет перевели в Подолино, а школу закрыли.
Во время войны сняли и колокольню церкви села Середниково, чтобы она не стала ориентиром при бомбежке фашистами деревни Лигачево и бывшей усадьбы, где в 1941 году находился наш госпиталь.
Осенью 1941 года через Лигачево проходил оборонительный рубеж защитников Москвы. В окрестностях деревни и сегодня еще заметны следы земляных укреплений, хотя гитлеровцев в деревне не было. Им удалось захватить деревню Каменки и поселок Крюково в 4-5 километрах от Лигачева. Деревня сильно пострадала от бомбежек. Так, при бомбежке в Лигачеве погибла медсестра военного госпиталя М. И. Воронина. Ее имя внесено в список умерших в госпитале бойцов, памятник которым стоит между Подолино и Лигачево. В самой же деревне у клуба односельчане поставили стелу погибшим лигачевцам.
На сегодняшний день в Солнечногорском районе Лигачево — одно из живописнейших мест, куда с удовольствием приезжают туристы.
На январь 1998 года в 57 хозяйствах проживал 91 человек. В летнее время количество жителей увеличивается до 300 человек. В деревне имеются сельский Дом культуры, медпункт, магазин. В окрестностях разместились фермерское хозяйство «Мария» и база отдыха института «Биофизприбор».